На волне открытий: где и за сколько можно отдохнуть на круизных лайнерах :: Жизнь :: РБК Стиль | ETOVMODE
Пандемия коронавируса остановила развитие морского круизного отдыха в России на самом взлете. Несколько лет число россиян на круизных лайнерах росло — на 41,5% в 2017 году, на 14% — в 2018-м (данные Международной ассоциации круизных линий, CLIA). В 2019-м рост превысил 28% и впервые число круизных туристов из России перевалило за 100 тыс. человек.
«В 2019 году Россия впервые вошла в десятку стран по числу пассажиров на лайнерах, заняв 10-е место, а наш рынок по динамике роста стал европейским лидером», — рассказал «РБК Стиль» глава российского представительства оператора морских круизов Dreamlines Федор Егоров. Ожидания от 2020 года были самыми радужными. Прогнозировался рост в 30 и даже в 40%. Когда в январе коронавирус начал распространяться по миру, оптимизма в отрасли поубавилось. А дальше случилось то, что и представить никто не мог: в феврале мир наблюдал за вспышкой коронавируса на лайнере Diamond Princess у берегов Японии, что почти обнулило интерес к круизному отдыху, а уже в марте корабли по всему миру встали на якорь — страны закрылись на карантин.
Круиз в никуда
26 июня 2020 года лайнер MS Fridtjof Nansen — экспедиционное судно норвежской судоходной компании Hurtigruten — со 120 пассажирами отправился из немецкого Гамбурга в 15-дневное плавание вдоль побережья Норвегии. Это был первый морской круиз в мире после весеннего локдауна. Впрочем, он мало походил на классическое морское путешествие — лайнер не зашел ни в один порт.
MS Fridtjof Nansen
© Shutterstock
Спустя месяц — 24 июля — из того же Гамбурга в плавание отправился корабль Mein Schiff 2 немецкой компании TUI Cruises. Как и у норвежцев, это было таким же «путешествием в никуда» — Mein Schiff 2 с 1200 пассажирами вышел в море, а спустя три дня вернулся в Гамбург, не заходя ни в один порт.
Первые признаки возвращения к нормальной жизни круизная индустрия начала подавать только осенью прошлого года. Круизы возобновили две европейские компании Costa Cruises и MSC Cruises, также о рестарте заявили немецкая AIDA Cruises и американская Royal Caribbean.
Екатерина Илюшина, глава российского представительства итальянской Costa Cruises, рассказала «РБК Стиль», что из 13 кораблей во флоте компании в сентябре 2020 года в рейсы вышли лишь два: Costa Deliziosa и Costa Diadema. Круизы начинались в Триесте и Генуе, проходили вдоль берегов Италии и фактически были доступны только итальянцам.
Costa Deliziosa
© Shutterstock
Но по сравнению с первыми круизами из Гамбурга, осенью туристов ждало послабление: кораблям разрешили заходить в порты, и пассажиры могли выходить в город, правда, только в составе экскурсии, купленной на борту.
«Для предотвращения заражения в круизах разработали новую концепцию отдыха — bubble, то есть пассажир как бы находится в пузыре и практически не контактирует с внешним миром, а все экскурсии проходят только в составе группы, — рассказал «РБК Стиль» основатель и глава туроператора морских круизов CruClub Михаил Алексеев. — Конечно, не всех такие ограничения устраивали, но других вариантов нет: если человек покидал лайнер самостоятельно, его потом не допускали на борт».
Впрочем, европейский рестарт оказался недолгим: уже в октябре заболеваемость ковидом в Италии начала расти, власти страны возобновили ограничения, и морские путешествия пришлось снова отменять.
Но есть и более удачные примеры: в декабре из Сингапура начал ходить лайнер Quantum of the Seas американской компании Royal Caribbean. Попасть на корабль, который не заходит ни в какие порты (три-четыре дня в море и обратно), могут только граждане Сингапура.
Quantum of the Seas
© Shutterstock
«При посадке на лайнер пассажиры должны предоставить отрицательный ПЦР-тест, в порту всех гостей еще раз проверяют на COVID при помощи экспресс-теста. С декабря мы перевезли уже больше 50 тыс. пассажиров, и ни одного случая ковида», — заверил «РБК Стиль» менеджер по маркетингу в России и СНГ холдинга Royal Caribbean Internarional Александр Самунджян.
Круизное возрождение 2.0
По-настоящему круизная индустрия начинает возвращаться к жизни лишь сейчас. Компании чуть ли не еженедельно сообщают о выходе на привычные маршруты, а любители морских путешествий начинают сдувать пыль со своих карточек постоянных клиентов.
Второй по пассажиропотоку круизный холдинг в мире Royal Caribbean в июне выпускает в море три корабля — новейший лайнер Odyssey of the Seas, который стартует из Хайфы (Израиль), а также два лайнера в Карибском бассейне — Adventure of the Seas (старт на Багамских островах) и Vision of the Seas (старт на Бермудах). В июле работать начнут еще два судна — Anthem of the Seas в Северной Европе и Jewel of the Seas в Восточном Средиземноморье.
Odyssey of the Seas
© Shutterstock
15 апреля планы на летний сезон раскрыли в MSC Cruises (четвертая по числу пассажиров круизная компания в мире). Она намерена вернуть в строй 10 кораблей из 19. Большинство из них будут курсировать около итальянского побережья, а четыре лайнера отправятся к берегам Великобритании и Германии.
Costa Cruises, крупнейший оператор круизных судов в Европе, начнет сезон двумя кораблями. 1 мая их флагман Costa Smeralda отправится в круиз по Италии, а 16 мая с якоря снимется Costa Luminosa: он будет совершать недельные круизы из Триеста и Бари в порты Греции и Хорватии.
Все эти путешествия недоступны для россиян. В компании PAC Group — генеральном представительстве MSC Cruises в России — «РБК Стиль» сообщили, что круизы MSC актуальны только для европейского рынка. Аналогичный комментарий дали и в Costa Cruises.
Costa Luminosa
© Shutterstock
Впрочем, 20 апреля посол Италии в России Паскуале Терраччано заявил, что этим летом его страна откроется для туристов из РФ, соответственно, доступными могут стать и круизы из итальянских портов.
До пандемии именно Costa и MSC контролировали львиную долю российского рынка, напоминает Федор Егоров из Dreamlines. Компании предлагали одни из самых доступных цен в отрасли, а начать круиз на лайнерах Costa и вовсе можно было прямо в России — в Санкт-Петербурге или Владивостоке.
Сейчас круизов из Северной столицы нет, а все туры из Владивостока отменены до июля. «На август круизы из Владивостока пока стоят в плане, — говорит глава российского представительства Costa Cruises Екатерина Илюшина, — но они под вопросом. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в Японии и Корее, куда заходит корабль. Сейчас эти страны закрыты для иностранных туристов».
Аналогичная ситуация и с возобновлением путешествий из Санкт-Петербурга. Компания готова их вернуть, но сейчас в этом нет никакого смысла, так как страны, куда заходил лайнер — Эстония, Швеция и Финляндия, — закрыты для въезда из РФ.
Круизы для россиян. С вакциной и ПЦР
Так есть ли круизы, куда могут попасть граждане РФ? Пока это предложения трех компаний: Celestyal Cruises, Royal Caribbean и Celebrity Cruises. В апреле они анонсировали запуск в мае-июне путешествий по Греции и Кипру (эти страны открыты для россиян).
Программа Celestyal Cruises стартует 29 мая из Афин и продлится до осени. За неделю лайнер Celestyal Crystal посетит Кушадасы (Турция), а также греческие острова Родос, Санторини, Миконос, Милос и вернется в Афины. В июне к нему присоединится второй корабль — Celestyal Olympia, который из Афин будет совершать недельные круизы по греческим островам без захода в Турцию.
Celestyal Crystal
© Shutterstock
Ожидается, что к началу круиза Греция уже должна снять все ограничения по въезду для граждан РФ, а также серьезно ослабить карантинные меры внутри страны. По крайней мере 16 апреля в интервью ТАСС это пообещал министр туризма Греции Харис Теохарис.
Михаил Алексеев из компании CruClub заверил, что россияне могут попасть на борт Celestyal Crystal. Для этого надо прилететь в Грецию (авиасообщение открыто), а в порту посадки достаточно предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус (на английском языке).
С 19 июня из Афин по греческим островам начнет совершать круизы лайнер Celebrity Apex компании Celebrity Cruises (входит в холдинг Royal Caribbean International). Россияне также могут стать его пассажирами, но для посадки необходимо предъявить сертификат о вакцинации. Ни ПЦР-тесты, ни справка о наличии антител не сработают. К слову, команда корабля тоже будет полностью вакцинирована.
Аналогичные требования будут действовать и для посадки на лайнер Jewel of the Seas компании Royal Caribbean, который с 10 июля будет совершать недельные круизы с Кипра (Лимасол) по греческим островам Родос, Крит, Миконос и Санторини, также с заходом в Афины.
Jewel of the Seas
© Shutterstock
Александр Самуджян из Royal Caribbean заверил, что российские вакцины подходят для посадки: «»Спутник V» точно подходит. Сертификат о вакцинации можно скачать на английском с сайта госуслуг».
Россиян на Jewel of the Seas в круизах с Кипра ждет «русский сервис»: меню в ресторанах и программа дня будут на русском языке, также увеличено число русскоязычного персонала.
Эксперты признают, что требование о вакцинации останавливает россиян. «Не секрет, многие не желают вакцинироваться, поэтому, конечно, это негативно сказывается на интересе к этим круизам», — говорит Федор Егоров из Dreamlines. Более того, кто-то уже переболел и у него есть антитела, соответственно, вакцинация ему сейчас не нужна, но круизы для таких людей все равно не доступны.
С другой стороны, требование Royal Caribbean о вакцинации объяснимо, ведь компания дает хорошую защиту пассажирам. Если за 14 дней до круиза или в порту при посадке положительный тест на COVID будет хоть у одного члена семьи, то гости получат полный возврат стоимости каюты в виде ваучера на будущий круиз. Если же гость заразится во время круиза, то компания вернет всю стоимость круиза деньгами и поможет решить вопрос с возвращением на родину.
«Предоставляя такие гарантии, Royal Caribbean, конечно же, будет думать об эпидемиологической безопасности своих гостей, — поясняет Михаил Алексеев из CruClub. — У Celestyal Cruises таких гарантий нет, поэтому там достаточно ПЦР-теста. Но если вы там заболеете, то будете решать вопросы со страховой».
Требование о вакцинации выдвигает не только Royal Caribbean, но и другие компании. И российские вакцины подходят не везде. Например, Norwegian Cruise Line (ее корабль Norwegian Jade с июля также будет совершать круизы из Греции) признает только вакцины, одобренные либо Всемирной организацией здравоохранения (WHO), либо американским Управлением по санитарному надзору за медикаментами (FDA), либо Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA). Ни одна российская вакцина сейчас не сертифицирована этими ведомствами.
Побочные проблемы
Сертификат о вакцинации не главное препятствие для россиян на пути к круизному отдыху. Больше пугает неопределенность со въездом в страну, откуда начинается круиз. Сегодня она открыта — завтра ее закрыли, сейчас рейсы есть — потом их отменили: примеров предостаточно.
Да и просто получить визу — уже проблема. Для круиза по Кипру и Греции достаточно обычного многократного шенгена, но за год пандемии у многих визы уже закончились. Источник на рынке заявил «РБК Стиль», что хотя компании и объявили о возможности россиян попасть на лайнер, но тактично умалчивают, что получить визу под круиз в греческом консульстве (а оно сейчас единственное в России из стран шенгена выдает визы туристам) практически невозможно.
«Неясность в миграционным вопросе есть, — признает Михаил Алексеев из CruClub. — Мы ведем диалог с компаниями о том, чтобы они его поставили перед властями страны. Но Греция уже не раз объявляла, что идет по пути открытия для россиян, так что надеюсь, что к моменту начала круизов вопрос будет решен».
Фактически получается, что круизы сейчас доступны не только вакцинированным, но еще и обладателям действующего шенгена.
Другой вопрос касается организации самого круиза: можно ли будет сходить на берег, и если да, то как — в составе экскурсии или свободно?
Официально в Royal Caribbean «РБК Стиль» ответили так: «Требования быстро меняются и различаются в зависимости от порта и страны отправления. Все гости будут проинформированы о последних требованиях в течение 30 дней до отправления».
Неофициально эксперты говорят, что на свободный выход с корабля можно только надеяться, но гарантий никаких: никто не знает, как будет развиваться ситуация с коронавирусом через 2-2,5 месяца.
Что же касается ограничений на борту, то в Royal Caribbean заверили, что серьезных запретов не ожидается. «У нас будет ограниченная заполняемость для возможности социального дистанцирования. Но все площадки, рестораны и мероприятия будут работать. Все бассейны также будут открыты и для детей, и для взрослых. Вопрос только по шведскому столу — буфет точно будет работать, но еще не принято решение, гости будут набирать еду сами или с помощью персонала», — рассказал представитель компании Александр Самуджян.
© Shutterstock
Цены
Морские круизы не дешевое удовольствие, и многих от бронирования останавливает страх потерять деньги. Например, на первые круизы из Греции на Jewel of the Seas в июле доступны лишь каюты с окном и с балконом. «С окном» стоит $2720 (211 тыс. руб.) за двоих со всеми сборами, налогами и чаевыми. «Балкон» почти на $250 дороже — $2961 (230 тыс. руб.) за двоих. При этом в Royal Caribbean заявили, что на круизы 17 июля, 24 июля, 21 августа и 4 сентября для россиян цены снижены в среднем на 10%.
Самые дешевые внутренние каюты на Jewel of the Seas станут доступны с осени. Сейчас цены на них ниже «балкона» почти на $1000: недельный круиз в октябре обойдется в $1750 (136 тыс. руб.) за двоих.
Круизы на Celebrity Apex дороже, что не удивительно: он относится к премиальному сегменту, да и сам корабль сейчас один из новейших лайнеров в мире (введен в строй в декабре 2020 года). Недельный круиз по маршруту Афины — Лимасол — Родос — Санторини — Миконос — Афины (19 — 26 июня) обойдется в $4600 (355 тыс. руб.) на двоих в каюте с балконом. В цену включено практически все: портовые сборы, чаевые и даже интернет с алкогольным пакетом (обычно алкоголь и интернет на лайнерах оплачивается отдельно).
«Цены на Apex и Jewel вполне адекватные для этих круизных компаний. Более того, Apex даже стал доступнее, если сравнивать с ценами, которые были на 2020-й до пандемии. Сумма 350 тыс. руб. за двоих на путешествие на новейшем корабле с едой мишленовского уровня в Греции сопоставима с ценой за отель аналогичного качества на берегу. Но сервис на круизном лайнере выше, плюс он тебя еще перевозит по разным островам», — объясняет Федор Егоров из Dreamlines.
Самый дешевый вариант для россиян — круизы Celestyal Cruises, они стоят в районе 130 тыс. руб. на неделю на двоих. И хотя качество отдыха у этой компании значительно проще, тем не менее на кораблях Celestial включены две экскурсии и спиртные напитки.
Какие цены будут дальше, прогнозировать никто не берется. С одной стороны, в полной мере еще не запустились компании масс-сегмента — Costa и MSC, поэтому их демократичных цен на рынке сейчас нет. С другой — по мере открытия границ в мире ожидается ажиотажный спрос на морские путешествия. Как пример — лайнер Odyssey of the Seas, который в мае начнет круизы из Хайфы по греческим островам и Кипру. Продажи начались в марте, и спрос был такой, что цена росла практически ежедневно: круиз на четверых в одной каюте за две недели (с 9 по 24 марта) подорожал на $827.
«Я разговаривал с нашими представителями в других странах, где круизы уже доступны: у всех перевыполнение плана по продажам», — заверяет Федор Егоров из Dreamlines.
У россиян тоже просыпается интерес к морским путешествиям, добавляет Михаил Алексеев из CruClub, но бронировать билеты пока не спешат. «Многие говорят: мы сейчас посмотрим, как сплавают первые пассажиры, а потом решим — покупать или нет. 2020 год научил нас не загадывать на будущее», — пояснил он.
Доковидных объемов круизный рынок может достигнуть в лучшем случае не раньше 2023 года, считают эксперты. Если мир опять не закроется.
Источник
На волне открытий: где и за сколько можно отдохнуть на круизных лайнерах :: Жизнь :: РБК Стиль
Спасибо за информацию о круизных лайнерах! Буду иметь в виду при планировании отдыха.