Как высшее образование обесценивает экспертное знание :: РБК Тренды | ETOVMODE
Почему увеличение количества вузов, легкий доступ к высшему образованию и убеждение, что каждый человек обязательно должен иметь диплом уничтожают ценность знаний — в главе из книги «Смерть экспертизы»
Интернет дал людям доступ к информации и ценным знаниям во всех областях. Но на практике люди не стали образованнее — в итоге многие начали считать себя сведущими во всем и мнить себя экспертами, обладая лишь поверхностными данными. Такая ситуация ведет к распространению заблуждений и недостоверных сведений, обесценивая настоящее экспертное знание. Но интернет — это не главный источник трудностей, которые сейчас испытывает экспертиза. Как ни парадоксально, проблему обесценивания знаний усугубляет современная система образования.
Чем больше становится университетов, тем больше появляется непрофессионалов и лже-экспертов. Широкая доступность высшего образования — как это ни парадоксально — заставляет многих людей думать, что они стали умнее, когда на самом деле приобрели лишь иллюзорные знания, подкрепленные дипломом сомнительных вузов. Превращение образования в бизнес ведет к тому, что администрация и преподаватели многих университетов и колледжей пытаются во всем угодить студентам, не требуя от них усердия и наличия реальных знаний. В своей книге профессор Гарвардской школы Том Николс пишет об американской системе образования, однако многие ее проблемы оказываются характерны и для России.
РБК Тренды публикуют отрывок из книги «Смерть экспертизы. Как интернет убивает научные знания». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Бомбора».
Высшее образование: клиент всегда прав
Те лица, которых природа наделила талантами и добродетелями, должны вследствие полученного общего широкого образования стать достойными получить и способными охранять вверенные им священные права и свободы своих сограждан.
— Томас Джефферсон
М-р Брэддок: Не затруднит ли вас ответить мне на вопрос, что дали вам те четыре года учебы в колледже? В чем был смысл всей этой тяжелой работы?
Бенджамин: Вы меня поймали.
— «Выпускник» (фильм)
Семь волшебных лет
Считается, что высшее образование должно излечить нас от ложной веры в то, что каждый человек так же умен, как любой другой. К сожалению, в двадцать первом веке массовость поступления в колледжи дает прямо противоположный эффект: большое количество людей, которые учились в колледже или подобном учебном заведении, считают себя не менее образованными людьми, чем самые опытные и сведущие ученые и эксперты. Годы, проведенные в колледже, в настоящее время уже перестали быть временем, посвященным учебе и личностному росту. Массовое нашествие юных американцев, желающих поступить в колледж, и последующая конкуренция учебных заведений за их деньги создали опыт отношения к учебе, как к ситуации «продавец-покупатель», когда студенты учатся — помимо всего прочего — тому, что клиент всегда прав.
До Второй мировой войны большинство людей не оканчивали средней школы, и лишь немногие поступали в колледжи. В те времена в элитные школы поступали преимущественно дети из привилегированных семей. Впрочем, иногда молодым людям и очень маленькому количеству девушек удавалось наскрести денег на оплату обучения, или даже получить стипендию. Высшее образование было исключением из правил, обусловленным либо социальным статусом, либо личными достоинствами. И все равно учеба в колледже являлась свидетельством потенциала, а его окончание — доказательством определенных достижений. Ученая степень была редким явлением и служила одним из знаков отличия, помогающих отделить экспертов и знающих людей от остальной публики.
Сегодня получение высшего образования стало массовым явлением. В результате этого увеличившегося доступа к высшему образованию само слово «колледж» теряет свое значение, по крайней мере, в том, что касается возможности определить образованного человека. Словосочетание «выпускник колледжа» сегодня может означать очень многое. Но, к сожалению, фраза «человек с определенным образовательным уровнем» не всегда бывает одним из этих значений.
Источник
Как высшее образование обесценивает экспертное знание :: РБК Тренды
Свежие комментарии