10 уроков Ever Given: как кризис в Суэцком канале изменит логистику :: РБК Тренды | ETOVMODE
Фото: Unsplash,com; Cameron Venti
Инцидент в Суэцком канале приостановил поставки товаров на миллиарды долларов и показал уязвимость глобальной логистики. Разбираемся, какие уроки можно извлечь из истории Ever Given и к каким изменениям она приведет
Что показала авария в Суэцком канале
1. Узкие места — это всегда риски
Суэцкий канал — классический и очень наглядный пример «бутылочного горлышка». Водная артерия длиной 160 км имеет ширину не более 250 метров. Но через нее проходит 12% от общего объема мировой торговли.
В результате севший на мель Ever Given стал причиной колоссальных убытков. Из-за него в пробке застряли более 400 судов. По оценкам компании Lloyd’s List, блокировка канала обходилась мировой торговле в $400 млн в час.
Но речь не только об экономических потерях. Узкие места создают и другие риски, отмечает эксперт по морской безопасности Дирк Сибелс из Гринвичского университета. К примеру, такие точки могут стать объектом террористической атаки, и тогда последствия будут еще более печальными.
2. Однажды реализованный риск может повториться
Спустя несколько дней после того, как Ever Given сняли с мели, а пробку в Суэцком канале ликвидировали, инцидент едва не повторился. Сразу два танкера сели на мель в 20 километрах от места предыдущей аварии.
Их быстро вернули на курс: спасательная операция с участием буксиров заняла не более трех часов. Но нет никаких гарантий, что в следующий раз проблему решат так же оперативно.
3. У непредвиденных случаев есть предпосылки
Инцидент в Суэцком канале называют «черным лебедем», но у него были вполне осязаемые предпосылки — например, размер судов и их общая аварийность.
Последние 15 лет средний размер судов постоянно увеличивался. Ever Given — один из крупнейший на сегодняшний день контейнеровозов. Его длина достигает 400 метров, то есть больше ширины канала в том месте, где произошла авария. Сейчас на верфях строятся десятки судов, которые обгоняют Ever Given по вместимости.
При этом инциденты с крупными судами происходят довольно часто. В последнее десятилетие страховщики ежегодно фиксировали примерно от 40 до 100 таких случаев.
4. Одной причины недостаточно
Поначалу основной причиной аварии называли пыльную бурю и сильный ветер. Затем появилась версия о технических неисправностях и человеческом факторе.
Но эксперты уверены, что у кризисов подобного рода редко бывает одна причина. Как правило, речь идет о целой цепочке ошибок, отмечает консультант Allianz по морским рискам Эндрю Кинси.
Чтобы провести крупное судно через канал, нужен тонкий баланс между действиями капитана и диспетчеров, добавляет Кинси. При этом допустимая погрешность очень мала, и любое отклонение может оказаться критичным.
5. Устранить ЧП — не значит все исправить
Сразу после ликвидации пробки в Суэцком канале власти Египта поспешили сообщить, что движение возобновлено и ситуация нормализовалась.
Но влияние инцидента на логистику может ощущаться еще долго, полагают специалисты. Задержанные в Суэцком канале суда создают очереди на разгрузку в портах. И чтобы вернуться к прежнему режиму, понадобятся месяцы.
Источник
10 уроков Ever Given: как кризис в Суэцком канале изменит логистику :: РБК Тренды
Свежие комментарии