Как изоляция изменила жизнь российских женщин — исследование НИУ ВШЭ :: РБК Тренды | ETOVMODE

c7011d7e052f1b02a2036a04a1f0b41f-7811226

Как режим самоизоляции и удаленка повлияли на образ жизни, привычки и самочувствие женщин в России? Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали изменения графика, расходов, подхода к работе и отношений в семье

Материал предоставлен РБК Трендам порталом HSE.RU.

Авторы исследования:

  • Юлия Чилипенок, профессор, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде;
  • Ольга Гапонова, доцент факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде;
  • Надежда Гапонова, преподаватель факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде;
  • Любовь Данилова, старший преподаватель факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.

Исследовательницы из НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Юлия Чилипенок, Ольга Гапонова, Надежда Гапонова и Любовь Данилова изучили, как сказалась на российских женщинах самоизоляция в условиях пандемии COVID-19. Среди изученных аспектов: как женщины распределяли свое время, работали на дистанте, выстраивали отношения с супругом и детьми, отказывались от старых привычек и приобретали новые, связанные с питанием, здоровьем, красотой и саморазвитием. В условиях, когда семья разом и надолго собралась вместе, именно от женщин во многом зависела адаптация всех членов семьи к жизни в новой реальности. Работа опубликована в журнале «Женщина в российском обществе».

О чем речь

Строго научное определение современной самоизоляции найти сложно. Согласно сайту Роспотребнадзора: «Самоизоляция — это строгий домашний режим, который соблюдается по месту фактического проживания, во время самоизоляции ограничиваются любые контакты с людьми, не входящими в ближайший круг совместного проживания». По описанию это очень похоже на социальную изоляцию, которую словари трактуют как явление, когда человек или социальная группа отторгается от других людей или групп «в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений». Похоже, да не совсем.

«Отторгнутые» из-за COVID-19 — это не разлученные с большой землей полярники, космонавты или моряки, не заключенные в тюрьмах и не добровольцы, отказавшиеся от общения из личных принципов. Всех перечисленных психологи и социологи, в той или иной мере, исследовали. Во второй половине XX века в СССР, например, лабораторно изучалось «сосуществование в замкнутом пространстве малых групп», и было выявлено, что длительная изоляция обостряет отношения, увеличивает конфликтность, потребность в уединении, неформальном общении.

Сейчас ситуация специфичная. Обычно выделяют четыре ее главные особенности:

  1. добровольно-принудительный характер,
  2. пребывание в пределах собственного дома (квартиры),
  3. как правило — в семейном окружении,
  4. неумеренное использование интернета.

Ученые из НИУ ВШЭ предположили, что воздействие этих особенностей преимущественно негативное. Гипотезу проверили по итогам анкетирования, проведенного в апреле 2020 года, в период действия в России повсеместного режима массовой самоизоляции.

Как изучали

Анкета содержала 69 вопросов, распространялась через соцсети и мессенджеры Telegram, Facebook, Viber, WhatsApp. Опрашивались жительницы регионов с наибольшей на тот момент долей зарегистрированных носителей коронавируса: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Московской, Ленинградской и Нижегородской областей.

Всего было обработано 384 анкеты. Объектом изучения стали занятые образованные женщины со средним и выше среднего достатком. Особая страта общества, представительницы которой, в отличие от среднестатистических россиянок, меньше зависят от патриархального семейного уклада, чаще работают в сферах с дистантом, лучше обеспечены материально, имеют больше времени для занятия собой.

Что получили

Часть женщин, взяв с собой детей и оставив мужей в больших городах, переехала в малые населенные пункты, вероятно, к родителям, — комментируют исследователи распределение ответов на вопросы, где и с кем женщины находились в самоизоляции. Большинство постоянно проживало в городах, но в период ограничений их стало на 10% меньше, на 4% сократилась доля остававшихся с супругом (партнером), а с родителями — наоборот выросла на 5%.

Мотивы переездов — опасение, что в мегаполисах проще заразиться коронавирусом, желание помочь старшим родственникам, забота о здоровье детей, которым «лучше быть «на природе», и потребность сэкономить на сравнительно дешевой «деревенской» жизни.

Источник

Как изоляция изменила жизнь российских женщин — исследование НИУ ВШЭ :: РБК Тренды

Читайте также: